Типичная ситуация ДТП

Для того чтобы лучше представить, как происходит ДТП в реальных условиях, приведем схему одной из типичных ситуаций (рис. 51), характеризующуюся признаком ограниченности обзора.

Рис. 51. Условная схема дорожно-транспортного происшествия

Рис. 51. Условная схема дорожно-транспортного происшествия

Так, водитель автомобиля А приближается к перекрестку, на котором значительная часть примыкающей дороги не просматривается. Поскольку схема условная, рассмотрим ее независимо от требований Правил дорожного движения.

Исходя из этого будем считать, что характер действий обоих водителей одинаков и потому проследим действия водителя автомобиля А. В момент 1 в поле зрения водителя автомобиля А мог появиться автомобиль В, если бы он смотрел в нужном направлении и заранее сконцентрировал свое внимание на воображаемом пространстве, скрытом объекте, не переключаясь полностью на него.

В этом случае моменты 1 и 2 совпадут. Но водитель автомобиля А в этот момент сосредоточил свое внимание на дороге перед собой (или еще на каких-либо объектах) и наличие автомобиля В обнаружил только в момент 2, на что ему понадобилось время Т1. Оно может быть различным — 0,2... 1 с и более. Но за это время автомобиль, движущийся, например, со скоростью 60 км/ч, уже пройдет некоторое расстояние до места столкновения.

Если бы моменты 1 и 2 совпали, то время Т1 было равно нулю, и у водителя А появился первый резерв для предотвращения опасности. Осознание опасности происходит в момент 3, длящийся 0,2...2,5 с и более, когда в этот процесс включаются второй, третий и четвертый элементы схемы (расчленить их очень трудно). Сокращение его — второй резерв, но не единственный на этом этапе.

И наконец, в момент 4 включается пятый элемент схемы, когда надо реализовать принятое решение. Здесь резервом является наличие в арсенале водителя необходимого набора технических приемов и способность применить их. Например, на этапе Тз принять решение тормозить и с помощью маневра влево избежать столкновения. Решение может быть в целом правильное, но весь арсенал приемов экстренного торможения сведет к торможению с максимальным усилием на педали тормоза. В результате возникнет блокировка колес, автомобиль пойдет юзом, и, кроме того, что снизится эффективность торможения, еще и не удается осуществить необходимого маневра полностью заторможенным автомобилем. Такова ошибка пятого элемента.

Хотя эта схема условна, она дает достаточно наглядное представление о причинах ДТП, объясняемых в основном степенью профессионального мастерства. Причем ошибка может быть, даже при правильном функционировании всех элементов схемы, если на выполнение любого этапа потребовалось времени больше, чем необходимо для обеспечения безопасности.

Ссылка по родственной теме: